Главная Походы Форум Контакты

Главная -> Река Лух, сентябрь 2005 года

Река Лух

Взяв в пятницу отгул на работе, мы решили использовать последние теплые дни и сплавиться по реке Лух, очень популярной у туристов-водников. Весь маршрут мы за три дня конечно не могли осилить, поэтому ограничились участком от села Мыт до села Фролищи (110 км). Тем более что на этом участке Лух предстает во всем своем разнообразии.

Краткая информация о реке: Лух, один из самых многоводных левых притоков Клязьмы (бассейн Волги), в верховьях течет по слабоволнистой равнине Ивановской, Нижегородской и Владимирской областей, в среднем и нижнем течении местность более пологая, покрытая сосновыми лесами. Русло реки извилистое, в пойме, особенно в низовьях, много проток, озер, стариц, ряд мест заболочен. Весной пойма затоплена около месяца. Длина 240 км, площадь бассейна 4450 км2. Питание преимущественно снеговое с большой долей дождевого и меньшей грунтового. Размах колебаний уровня 4,5 м. Средний расход в 109 км от устья около 17 м3/сек. Замерзает в конце ноября, вскрывается в апреле.

Итак, Лух. Прочитав в книге Ю. Воронова "100 избранных маршрутов...", мы выбрали эту реку, которой был дан один из самых высоких баллов в этой книге. Правда, у нас было всего три дня, поэтому пройти нам довелось не весь маршрут, а участок от села Мыт до села Фролищи (110 км). Выехали из Москвы вечером в четверг поездом Москва-Иваново-Кинешма и утром были в Вичуге, что между Иваново и Кинешмой. Через часок выехали автобусом до развилки с дорогой на Лух, потом попутками добрались и до села Лух. Можно было б конечно стартовать и из этого села, но тогда бы просто физически не смогли б добраться Фролищ в воскресенье вечером.

В Лухе мы потеряли почти три часа. Но потом автобусом доехали еще до одного перекрестка, и буквально перепрыгнув еще на один автобус, примерно в час дня оказались в селе Мыт. Чего нам и надо было.

Там, собрав около моста байдарочку Маринку-2, мы пообедали брусникой, купленной у местных жителей, после чего сразу отчалили. Сразу после старта вошли в узкую протоку (у правого берега), проплыв по которой, вышли в небольшое озерцо, в котором чуть не заблудились, ища русло. Но все успешно - мы наконец в русле, которое здесь шириной метров 100, а то и все 150. Складывается ощущение, что река весьма большая. Проплыв под угрожающе нависающей над рекой высоковольтной ЛЭП, мы пошли вперед, хоть и очень медленно из-за поднявшегося встречного ветра и почти полного отсутствия течения. Берега на этом участке почти сплошь неприступные, заболоченные, поросшие ивняком. Пристать можно разве что около деревни Барское, что на правом берегу. Но уже вскоре после этой деревни, после впадения справа Люлиха коренные берега подходят вплотную к воде, и есть места для стоянок охотников и рыболовов.

На одном из таких мест мы зачалились, отдохнули и искупались. Места живописные, правда на стоянках есть мусор, могут быть разбитые бутылки. Берега песчаные, река глубокая, в общем - класс! Впрочем, уже вскоре после этого русло опять идет через низкую заболоченную пойму. Тут, следуя указателю, мы вошли в довольно длинную и очень живописную протоку, которая немного сократила нам путь. После нее незаросшее русло реки неширокое и петляет очень сильно! Например, когда за нами шла моторка, то мы добрые полчаса слышали шум ее мотора и ждали, когда вот-вот она нас обойдет, прежде чем она нас действительно обошла. Потом лесистый берег подошел вплотную к реке только перед деревней Гоголи, и то только однажды. Пристав к деревянному мостику в Гоголях, Паша зашел в деревню и приобрел у местных жителей молока и несколько яиц. Придя, он в восторге рассказал о доброте деревенских людей. Правда, военный кордон на другом берегу заставлял признать реалии нашего времени. Которые, как выяснилось позднее, отразились и на этой реке.

После Гоголей мы проплыли несколько километров и зачалились на небольшом пятачке твердой земли посреди заболоченной поймы, потому как минут через пятнадцать ночь плавно опустилась на Ивановскую землю. Но место было вполне сносное, только вот комаров море. Ночь была темная, звездная, полная таинственных отдаленных звуков военных учений.

С утра, искупавшись и позавтракав, стартовали. Лух опять идет через цепь небольших озер, плавно переходящих друг в друга. Местами есть удобные берега для стоянок, высокие и песчаные, поросшие лесом, который иногда отходил от реки. Причем пойма реки здесь изобилует змеями - мы не раз сталкивались с этими животными, переплывавшими Лух, причем один раз чуть не в прямом смысле.

Около села Мугреево-Дмитровское река стала распадаться на множество проток, нешироких и с быстрым течением, в которых легко запутаться, тем более что многие из них были перегорожены сооружениями, напоминающими забор. Правда, обошлось без обносов, но проходить приходилось очень осторожно. Однажды, заплыв в одну протоку, мы поняли по встречному течению, что это приток.

Наконец, миновав этот небольшой лабиринт, река после села Мугреево-Никольское начинает петлять по открытой местности в песчаных, высотой метра три, берегах. Река неширокая и потому течение довольно быстрое.

Затем, за несколько километров до Талиц, русло распрямляется и напоминает каналы. Деревни есть, но вплотную к берегу они не подходят, кроме одной перед Талицами.

Уже в районе Талиц характер реки стал меняться: берега оделись смешанными лесами с преобладанием сосны, дуба, березы, берега стали повышаться, а река мелеть - как и всегда, когда на ее пути песчаные почвы. В Талицах мы увидели непонятное сооружение времен развитого социализма, издающее глухой звук работающих моторов. Видимо, местные коммуникации в этом поселке, население которого работает в основном обслуживающим персоналом в местах не столь отдаленных, сливают свое содержимое в реку. И действительно, отплыв от Талиц, стало заметно, что на воде появилась пена ржавого цвета, а водоросли почти исчезли в воде.

Проплыв несколько километров, мы, как всегда, зачалились в полутьме, а палатку разбивали уже в глубокой тьме. Перед швартовкой встретили группу байдарочников, плывших из Талиц.

Собор в старинном селе Лух

Собор в старинном селе Лух. Перед ним - очередь из машин на техосмотр в местное ГИБДД

Старинное село Мыт

Старинное село Мыт. Здесь и началось наше плавание

Паша затоваривается брусникой у местных жителей,

а потом байдарку собирает

Сразу после старта мы вошли в узкую протоку

Протоки на мой вгляд - очень романтичные участки реки

И вот, после узкой протоки мы вошли в большое озеро

И вот, после узкой протоки мы вошли в небольшое озеро

Дедушка на моторке

После Мыта Лух проходит через цепь озер

с очень чистой водой

Первый наш привал - и сразу купаться

Подводная пальма

А эта протока сократила нам путь на несколько километров

Лес и вода... Вот она, настоящая Русская природа!

Деревня Гоголи связана с внешним миром только по воде

Тихая пристань в деревне на берегу реки - это просто мечта горожанина

Но и тут, на другом берегу расположен армейский кордон, уродующий пейзаж

Наша байдарка с местной моторкой (на которой дедушка приплыл)

Я занимался ерундой, фоткал траву подводную,

А Паша в это время раздобыл парного молока и деревенских яиц!

На фоне Русской природы

Паша после утреннего купания

Берегу Луха поднимаются

Местный житель рыбачит

Река Лух

Высокая сосна

На мой взгляд, здесь был самый лучший наш привал

Возможно, эту протоку прорыли

Село Мугреево-Дмитровское

Забор на реке

Еще один забор - их на Лухе довольно много

Кандидаты на роль коряг

Лодка местных жителей в стиле ретро

Мы все-таки прошли под этим мостом, но буквально впритирочку

После села Мугреево-Никольское Лух петляет по открытой местности

И на одном из пляжей мы пришвартовались на обед и очередное купание

Лух распрямился и стал одеваться лесом,

Который после Талиц покрыл оба песчаных берега

Пляжей после Талиц на Лухе полно

Спокойная водная гладь успокаивает душу

Утро на третий день. Паша перед стартом

меня сфоткал

По пути мы встречали как рыбаков...

...так и загадочных речных чудищ, напугавших нас до полусмерти

Песчаный лесистый берег - залог того, что в реке полно деревьев

Может это и ручей, а может и сточный канал из зоны, расположившейся в глубине леса

Пашу разморила на солнышке и теплом песочке

Река разделилась на два рукава. Мы сюда не поплыли

Мы сюда поплыли

Лух перед дождем, да и кадры закончились

Ссылки на дружественные ресурсы:

Фонд Владимира Феоктистова "Земля далекая и близкая" путешественника Владимира Феоктистова География.ру - клуб путешествий: экспедиции, путевые очерки, журналистика... Мир путешествий и приключений Неизвестная планета Africana.ru - все интересное, что есть в Африке