Главная
-> Река Андома, апрель-май 2007 года
Вид туризма |
Водный |
Общая протяженность маршрута |
110 км |
Район путешествия |
Вытегорский район Вологодской
области, восточное Прионежье - Андомская возвышенность |
Маршрут путешествия |
Поезд Москва-Архангельск - Няндома
- Каргополь - мост трассы Андомский Погост - Озеро - сплав по
р. Андома - Андомский Погост - Подпорожье - поезд Петрозаводск-Москва |
Средства сплава |
Катамаран-двойка "Малый
Инзер", каркасно-надувная байдарка "Свирь", надувная
байдарка "Щука-1", надувная байдарка "Ватерфляй-2" |
Уровень воды |
В начале похода высокий, в течение
похода падал до среднего |
Время проведения путешествия |
27 апреля - 7 мая 2007 г |
Активная часть похода |
30 апреля - 6 мая |
Состав группы:
№ |
ФИО |
Обязанности в группе |
Туристская подготовка, экипаж |
1 |
Статейкин Илья Александрович
(Москва) |
Руководитель группы/летописец |
Большой Зеленчук 3У, Она 4У,
Кубена 1Р катамаран "Малый Инзер", матрос |
2 |
Гудков Андрей Викторович (Москва) |
Медик/рыболов |
Китой 3У, Ципа 4У, катамаран
"Малый Инзер", капитан |
3 |
Максимова Ольга Юрьевна (Москва) |
Завхоз/фотограф |
Алазани 2У, Лена 3У, Нарын 5У,
байдарка "Щука-1" |
4 |
Карнаух Игорь Михайлович (Москва) |
Ответственный за снаряжение |
Щугор 2Р, байдарка "Ватерфляй",
капитан |
5 |
Станиславчик Елена Николаевна
(Москва) |
Фотограф |
Щугор 2У, байдарка "Ватерфляй",
матрос |
6 |
Михалев Илья Ильич (Москва) |
Реммастер |
Умба 3У, байдарка "Свирь",
капитан |
7 |
Песьяков Виктор Игоревич (Каргополь) |
Охотник, рыболов |
Ухта 1У байдарка "Свирь",
матрос |
Цели путешествия:
1) Знакомство с новым районом и новым маршрутом путешествия;
2) Повышение технического и тактического мастерства участников группы;
3) Рыбалка, активный отдых на Природе.
Планирование путешествия:
Подготовка к путешествию включала сбор сведений о
реке от ранее посещавших ее туристов и рыбаков, изучение картографического
материала, разработку путей заброски/выброски, изучение возможных
аварийных сходов с маршрута, подготовку личного и общественного
снаряжения, аптечки, продуктов питания и ремнабора для судов, контакт
с фирмами, осуществлявшими заезд на маршрут и выезд с него.
Учитывая то, что верховья р. Андома проходят через
довольно крупное Айнозеро, которое обычно к 1 мая еще стоит подо
льдом, нужно в дальнейшем учитывать при заброске факт вскрытия озер
ото льда, если старт планируется выше Айнозера; озеро Речное в среднем
течении реки, даже если не успевает вскрыться к моменту нахождения
группы на маршруте, может быть обнесено в пределах 500 м.
Выполнение плана:
Изначально планировались два варианта заезда на реку:
1) Основной - старт выше Айнозера - у моста лесовозной дороги от
поселка Озеро; 2) Запасной - старт ниже Айнозера у моста дороги
Андомский Погост - Янишево.
Второй вариант, более короткий, описан туристскими группами. Заезд
на мост выше Айнозера со стороны Андомского Погоста возможен только
на полноприводных автомобилях.
Заезд к реке выполнен по основному варианту, поэтому изначальный
план путешествия выполнен полностью.
Меры предосторожности:
Каждый участник похода имел при себе снаряжение:
каску, спасжилет, гидрокостюм, которые необходимы при пересечении
озерных участков маршрута и прохождении основных препятствий, особенно
в период половодья.
На каждом судне имелся спасконец "морковка".
При прохождении наиболее сложного участка "Андомского каньона"
впереди шел катамаран, обеспечивая тем самым страховку с воды для
байдарок.
Несмотря на то, что все препятствия просматриваются с воды, возможен
выход на завалы, поэтому необходимо уметь как экстренно чалиться
в таком случае, так и иметь навыки спасработ в случае оверкиля.
В среднем течении реки возможна встреча с медведями, поэтому участникам
стоит держаться вместе и поодиночке не уходить далеко от лагеря.
Описание подъездов и отъездов:
Туда. Поезд № 318 Москва-Архангельск до станции
Няндома, отправление 19:35 прибытие 10:35. Стоимость в плацкарте
- 621 руб. От Няндомы до Каргополя - 80 км. В каргопольском турбюро
"Лаче" (тел. 8 (81841) 22170, 22056, сайт www.lache.kargopol.ru)
мы предварительно из Москвы заказали "Газель", стоило
это 1800 р.
Маршрут Каргополь - Пудож - Андомский Погост - р. Андома проехали
на двух "УАЗах" - "козлик" и "буханка",
предоставленных турбюро "Лаче". Стоимость 5600 р.
В Каргополе в том же турбюро можно заказать гостевой дом на шесть
человек, стоимость 1500 р за всех. Покушать в городе можно в кафе,
расположенных в гостиницах "Каргополь" и "Каргополочка".
Таким образом, дорога на шестерых к Андоме нам обошлась в 1900 р/чел.
Рекомендации. Заброска через Каргополь и длиннее, и дороже, однако
мы ее выбрали потому, что в фирме "Лаче" нас заверили,
что точно довезут до Андомы, плюс интересно было ознакомиться с
достопримечательностями "Северной Суздали" - Каргополя.
Помимо самого города, недалеко от него расположено несколько сел,
где можно увидеть образцы деревянного зодчества, характерного для
Русского Севера. К тому же, находясь в Москве, не удалось найти
перевозчиков в Вытегре, имеющих полноприводные автомобили. Дорога
же Андомский Погост - Озеро, проходящая по насыпи разобранной узкоколейки,
проходима только на внедорожниках. После Озер дорога насыпная, хоть
неровная, с выбоинами, но может быть проходима и для обычных автомобилей.
Если же удастся найти полноприводные автомобили в Вытегре, то заезд
через этот город будет и короче, и естественно должен быть дешевле.
При выезде из Андомского Погоста в Подпорожье надо учитывать, что
значительный участок этого пути (около 70 км) проходит по грунтовке,
что может удлинить время в пути. Надо планировать на выезд порядка
5 часов. Хотя, в скором будущем, скорее всего здесь построят асфальтированную
дорогу.
Обратно. Из Андомского Погоста, предварительно
созвонившись из Москвы, в фирме vytegor.ru (см. сайт, тел. 8-9215380999),
заказали "Газель" до станции Подпорожье. На шестерых человек,
вместе с багажом и посещением Андомского мыса мы заплатили 3100
р., т е чуть больше 500 р на человека.
От станции Подпорожье поездом № 17 Петрозаводск-Москва (отправление
21:24) выехали в Москву, прибытие на Ленинградский вокзал в 8:57.
Стоимость в плацкарте 568 р/чел.
27 апреля
19:35 поезд № 318 Москва-Архангельск, отправление
с Ярославского вокзала.
28 апреля
10:35 прибытие на станцию Няндома. Утром, из окон
поезда, наблюдаем разительный контраст с московской погодой: если
в Москве было + 15 и ясная погода, то на юге Архангельской области
на улице чуть выше 0, идет снег, припорошивший деревья. Перспективы
не очень радостные, но у Природы нет плохой погоды.
Выходим на перрон, выгружаем вещи. Прохладно, хотя снег уже не идет.
Нас встретил водитель турфирмы "Лаче"; грузим вещи в Газель,
и в 11 часов едем в Каргополь. Дорога занимает около полутора часов.
По пути в Каргополь осматриваем окружающую местность - лес, поля,
озера.. Лес сырой, местами лежит снег, а озера свободны ото льда
- сей факт весьма радует нас, значит забрасываться выше Айнозера
есть смысл.
Половина первого - переезжаем мост через Онегу, и вот мы в Каргополе.
Приезжаем в гостевой дом, знакомимся с Радиком - директором фирмы,
и Виктором - нашим будущим попутчиком. Правда пока он еще не уверен,
пойдет ли с нами, хотя каргопольцев река очень заинтересовала, еще
во время нашей переписки из Москвы.
Располагаемся в доме, кто-то переодевается - ветер холодный, хотя
облака уже разогнало. Идем гулять по Каргополю.
Город небольшой, довольно старые постройки, много церквей - Северная
Суздаль! На набережной знакомимся с памятником Александру Баранову,
первому правителю Русской Америки, уроженцу здешних мест. К слову,
прототипу Н. Рязанова в опере "Юнона и Авось". Посетили
Дом Народного Творчества "Берегиня" - одну из достопримечательностей
Каргополя, где делают игрушки из глины, мочала, соломы и других
материалов. Интересная экскурсия - на душе становится радостно,
что здесь в глубинке, в стороне от основных дорог живет народное
искусство.
В три часа возвращаемся в дом и обсуждаем с Виктором завтрашний
путь к Андоме. Варианта два - южная дорога через Вытегру или северная
через Пудож. Остановились на втором варианте. До Андомского Погоста
точно доедем, но сможем ли заброситься выше Айнозера? - вот в чем
вопрос. Судя по карте дорога туда идет от деревни Озеро, а до Озера
ведет узкоколейка. Виктор говорит, что скорее всего ее разобрали,
и есть вероятность проехать по насыпи. Но вот после Озера дорога
идет в никуда, упирается в лес. Скорее всего, старая лесовозная,
если она бетонная, то плиты могли и снять.. Что ж, обо всем этом
сможем узнать только на месте и если этой дороги нет, то будет стартовать
ниже Айнозера, у моста на Янишево.
Договорились вечером о бане, а пока пошли дальше гулять по городу,
зашли пообедать в ресторан гостиницы "Каргополь".
Вечером - банька по-черному, ужин, и отдых. Завтра дальняя дорога!
29 апреля
Рано утром к нам присоединились Оля и Андрей - они
выехали из Москвы 28 апреля в 11:35 поездом "Беломорье".
Оля пофотографировала Каргополь в лучах утренней зари.
7:30 - подъем, завтрак, сборы. В 9:50 приехал Виктор на своем УАЗе,
плюс еще один УАЗ-буханка. Грузим вещи - и ровно в десять в путь.
Выезжаем из Каргополя, и едем дорогой на Пудож. Сначала дорога хорошая,
асфальтированная, потом начинаются бетонные плиты, стык которых
машина очень хорошо "чувствует". Но по крайней мере едем,
и довольно быстро.
Впрочем, уже через несколько километров дорога становится грунтовой,
поначалу вполне сносной. Проезжаем село Лядины (Гавриловская) -
с деревянной церковью без единого гвоздя, в стиле Русского Севера.
Эта церковь - одна из достопримечательностей Каргополья.
Однако вскоре после Лядин дорога становится разбитой, и постепенно
превращается в насыпь жидкой глины, проходимой только для полноприводных
автомобилей. К счастью, УАЗы достойно прошли этот участок, хотя
временами он был сложен даже для них.
На одном из участков этой дороги перед нами предстала картина -
легковой "Рено" посередине дороги, колеса которого полностью
утонули в глине, а водитель покидал свой автомобиль через окно.
И вскоре, через несколько сот метров, грязь закончилась, дорога
стала твердой и вполне проезжей. Перед грязью стоит жигуль, водитель
которого знаками спросил у нас о проходимости дороги. Да, дороги
для него нет..
Вскоре дорога (уже асфальтированная) подходит к большому Лёкшмозеру
(реку Лёкшму, вытекающую из него, мы ранее пересекли). Картина перед
нами красивая - небольшая деревня на берегу, а берег забит льдинами,
которые ветер согнал с озера. Торосы, торосы.. нас это зрелище несколько
озадачило, хотя большая часть озера была чистая. А вдруг на Айнозере
такая же ситуация? Поживем - увидим. Небольшая прогулка и фотосессия
на Лёкшмозере, замена колеса у одной из машин - и в путь. Тем более
что с неба стала падать белая крупа, довольно плотно.
Вскоре въезжаем в Карелию - дорога здесь намного лучше чем Архангельской
области (на знаке которой написано "Добро пожаловать в ад").
Дороги хуже, но все же ад - явное преувеличение.
Итак, едем по Карелии. Вокруг - леса, иногда видны вырубки, Много
озер, рек - больших и маленьких. Дорога отменная.
Без четверти четыре приезжаем в Пудож - райцентр в Карелии. Задерживаемся
на час в местном кафе, обедаем. Водители ищут шиномонтаж - но единственный
попавшийся на пути закрыт, заправок тоже нет. Выезжаем из города,
пересекаем Водлу - одну из самых крупных рек, впадающих в Онежское
озеро. Теперь уже прямая трасса на Вытегру, и до Андомского Погоста.
У Виктора немного барахлит машина - засорился топливный фильтр.
Несколько раз приходиться останавливаться, чистить фильтр.
Дорога идет вдоль правого притока Андомы - реки Самины, долина которой
хорошо видна с дороги. Наконец, уже в шестом часу на дороге табличка
с надписью "Андома" и мы переезжаем реку. Правда, сейчас
будет самое интересное - сможем ли мы заехать выше Айнозера? В Андомском
Погосте помимо автомобильного моста виден мост узкоколейки. Сама
железная дорога уже приказала долго жить - шпалы по бокам насыпи
тому свидетельство. Навстречу едет местный УАЗ - останавливаем его,
интересуемся, есть ли дорога на Озеро? По карте до Озера идет только
узкоколейка, а от Озера до моста выше Айнозера ведет уже твердая
дорога.
Водитель говорит - узкоколейка разобрана, до Озера можно доехать
по насыпи бывшей железки. Для тракторов и УАЗов она проходима. Его
слова всех нас обрадовали - Виктор договаривается, чтобы оставить
свою машину в одном из местных дворов, чтобы после сплава забрать
ее.
Теперь уже финишная прямая - к верховьям Андомы! До Озера 20-25
км, и после них еще километров 10, не меньше. По такой дороге минимум
час езды. Насыпь узкая, двум машинам и не разъехаться. По обе стороны
- или заболоченный лес, или сплошные топи, иногда с озерами в центре
трясины. В лесу еще довольно много снега, много луж, на которых
лежит лед.
Навстречу едет Беларусь - как бы разъехаться? С Витиным "Козликом"
трактор разъехался, а вот с нашей "буханкой" - заминка.
Тракторист заглушил мотор, а система пуска двигателя у него не работает..
За трактором прицеп, за прицепом он еще тянет пару старых рельс.
Полчаса - "пускач" не запускается. Наконец решение принято
- тракторист отсоединяет прицеп, трос - к УАЗу, немного заднего
хода и черный дымок возвестил о пуске дизеля. Разъезжаемся с трактором,
и вскоре Озеро. Вид у поселка удручающий - разруха, везде разломанные
здания и остовы старых машин, только школа имеет довольно ухоженный
вид.
За поселком - насыпная дорога, хоть и вся в буграх, но лучше песчаной
насыпи узкоколейки. Проехали несколько километров, машина Виктора
скрылась из виду, а по пути развилка - направо или налево? Сначала
сворачиваем направо, но дорога упирается в вырубки, возвращаемся.
Еще километра три - и перед нами мост, за мостом - Витин "Козлик",
наши люди с радостными лицами. Шумит вода на перекате под мостом,
воды в реке много - прибрежные деревья подтоплены, весеннее половодье
продолжается. Андома!
Прощаемся с водителями "буханки" - один из них садится
за руль "козлика", и они уезжают. Игорь уже нашел метрах
в 70 от дороги, чуть ниже моста хорошую полянку для бивака. Оттаскиваем
туда вещи, разбиваем лагерь. Время - 19:45, когда нас оставили машины.
Готовим ужин, пока потихоньку смеркается.
Илья и Андрей начинают собирать катамаран, другие же просто отдыхают.
А жизнь здесь есть - у моста видели рыбака из Питера и джип с гламурными
дамами из города на Неве, который и доставил рыбака. В лесу пару
раз слышим выстрелы. Раскидываться не стоит - вещи ближе к палаткам.
30 апреля
Подъем в 7:30, завтрак. Ночью был довольно сильный
заморозок. К слову, они здесь были на протяжении всего похода, причем
доходило до -5 … -6. Продолжение стапеля - быстрее всего собираются
Игорь и Алёна - уже в 11 они готовы. Затем Виктор и Илья, и два
судна решают немного пройти по реке.
Андома в районе первого моста - река шириной 12-15 метров, течение
довольно сильное - 5-6 км/ч, перекат.
В 12:30 выходят катамаран и щука. Сразу после старта - небольшой
разбой, идем по широкой левой протоке. Правая - пересыхающая, вода
идет сквозь заросли березы и ольхи. Через 500 м слева в Андому впадает
приток, вытекающий из озера Купецкого. Река довольно извилиста,
до Айнозера около трех километров. Река успокаивается, но через
полчаса после старта - две шиверы длиной около 100 м каждая, с перепадом
1-1,5 местра на каждой. В высокую воду обе шиверы - быстроток и
валы 0,5-0,7 м, проходить лучше по основной струе.
После шивер течение реки успокаивается, постепенно она расширяется.
По берегам - смешанный лес, три основные породы деревьев - ель,
береза, осина. Такой лес покрывает берега вплоть до начала первых
деревень. На удивление, на этом узком участке ни одного завала.
Были подтопленные деревья, но даже катамаран свободно прошел все
участки. Только однажды реку перегораживало упавшее дерево, и пришлось
хорошо пригнуться, чтобы пройти под ним.
Айнозеро начинается разливом шириной около 500 м, отделенного от
основной воды небольшим сужением. Само озеро вытянуто с северо-северо-запад
на юг-юго-восток, имеет длину 5 км при наибольшей ширине 2 км. Высота
над уровнем моря - 190 м. Поначалу ветер дул попутный, на юг, однако
вскоре по выходу в озеро поменялся на встречный. Хорошая зарядка
для рук, особенно для экипажа катамарана!
По берегам озера мы насчитали 5 хижин, видимо местных рыбаков и
охотников. Небольшой участок на восточном берегу - открыт, здесь
остатки нежилой деревни. Есть открытое место и на западном берегу,
где в 2 часа остановились для перекуса и отдыха ватерфляй, катамаран
и щука. Витя и Илья пошли дальше без труда - килевая байдарка на
озере имеет явные преимущества. Алёна собирает молодую поросль крапивы
на открытом берегу - когда-то здесь постоянно жили люди, а открытый
берег - сенокос (или "пожня" на местном диалекте).
14:20 идем дальше. Встречный ветер крепчает, группа растягивается,
катамаран в арьегарде. На западном берегу - рыбаки, поставившие
на озере, около истока Андомы, несколько сетей. Залихватски предлагают
купить нам рыбу. Мы отказались, и не зря - сначала Игорь с Алёной,
а потом и Оля подобрали несколько щучек, плескавшихся около сетей,
благо их не было видно рыбакам за небольшим островком у южной оконечности
озера, откуда вытекает Андома.
Поначалу мы хотели заночевать на озере, но большое открытое пространство
- раздолье для пронизывающего ветра, и решили все-таки войти в реку
и найти место для бивака там. Хотя берега на Айнозере местами довольно
высокие, симпатичные, красивые виды. Но погода берет верх. Чем повезло
- так это ранней весной для здешних краев - озеро полностью очистилось
ото льда.
В 15:50 замыкающий катамаран вошел в исток реки, вытекающий из крайней
южной точки Айнозера. Здесь озеро постепенно сужается, появляется
течение. Берега низкие, заболоченные. Здесь нас ждали Витя и Илья
- они отдохнули, перекусили, Илья успел даже подремать.
Через 2,5 км после озера - остатки мельничной плотины, представляющей
из себя небольшую шиверу. Для прохождения не представляет сложности.
Через 500 м после плотины река разливается, а до этого имеет довольно
сильное течение. На месте разлива, на правом берегу в 5 вечера становимся
на ночлег. Небольшой праздничный ужин, жареная рыба, салат из крапивы
- завтра Первомай как-никак, а сегодня - первый сплавной день.
Ставим лагерь, потом готовим ужин. В семь вечера - ужин, сидим у
костра под большой елью, поем песни. Однако место и здесь не сахар
- постоянно дует пронизывающий ветер. Одеваемся чуть ли не по зимнему.
Лес по берегам довольно захламленный, много упавших деревьев. Встречаются
и медвежьи следы, довольно свежие.
1 мая
Подъем в 8:00, завтрак. Сбор лагеря, с утра немного
порыбачили. Улов в несколько щучек - довольно скромно для такой
безлюдной реки, видимо сети делают свое дело. Выход в 11:20.
Ниже Айнозера по берегам Андомы много следов деятельности бобров
- хатки, плотины, просто упавшие деревья. Начинают попадаться завалы.
В целом, всего на реке попалось 5 завалов, только один пришлось
обносить (несколько метров для байдарок и около ста метров для катамарана),
все остальные завалы проводили через подтопленные бревна. Река спокойная,
и только иногда попадаются шиверы. Все они похожи друг на друга
- участок с довольно большим падением, валами 0,5 - 0,7 м. Однако
камни небольшие, есть обливники, но все шиверы проходятся легко.
На некоторых лежат коряги, на которые наваливает струя, и нужно
вовремя сделать маневр. Все шиверы короткие (не больше 50-100 м),
просматриваются с воды. На двухкилометровке некоторые такие шиверы
обозначены как пороги, но большинство не обозначено. И наоборот,
обозначенный на двухкилометровке порог за 5 км до моста на Янишево
представляет из себя обычную быстрину, каких много на типичных равнинных
реках Средней России. Через два часа после старта вдоль правого
берега реки на протяжении трех километров идет трасса Андомский
Погост - Янишево. Правда, из-за деревьев ее можно не заметить, присутствие
дороги может выдать шум мотора. В 13:45 подходим к мосту. Река около
моста спокойная, течение небольшое. Слева быстрым потоком в Андому
впадает речка Лундошка.
Сразу за мостом левый берег - открытый, на нем старый колодец, пожня
и зарод - приспособление для сушки сена. Останавливаемся на правом
берегу на обед, отдыхаем.
В 15:30 выходим. Договорились идти до протоки, впадающей справа
в Андому и соединяющую ее с расположенным в лесу Мурдозером. По
карте там должны быть развалины хутора, к которому решили прогуляться.
Чуть меньше километра от моста - остатки плотины, представляющую
собой шиверу с несколькими рукавами. Проход по левому, самому широкому
рукаву. После плотины по левому берегу на протяжении полутора километров
вдоль реки идет дорога. Здесь встречаем местных рыбаков на "Жигулях".
Хвалятся уловом, добытым с помощью сетей. Говорят, что ниже Речного
озера на реке встречается форель.
Река успокаивается, течение медленное даже по нашей высокой воде.
Впрочем, вода со времени начала похода падает, хотя прибрежные деревья
подтоплены. Берега ниже второго моста еще на значительном участке
преимущественно низкие, заболоченные, на самой реке озеровидные
расширения.
Хотя по двухкилометровке до протоки около 10 км, в реальности надо
думать больше - река сильно петляет, и все излучины карта конечно
отобразить не может. Движению по спокойной воде часто мешает встречный
ветер.
В 18:00 делаем небольшую остановку около болота, вплотную подходящего
к левому берегу реки. На болоте собираем прошлогоднюю клюкву. Тропа
от дороги есть, но чувствуется что людьми река не "избалована".
19:35 - становимся напротив протоки от Мурдозера на левом берегу.
Правый берег очень низкий, заболоченный, зачалиться к нему проблематично.
Левый наоборот, холмистый, пересеченный, много камней. В итоге оставляем
идею прогулки к Мурдозеру. Ужин, посиделки у костра.
2 мая
Поднимаемся в восемь утра. Солнышко недавно взошло,
и со стороны реки раздается треск, то тут, то там. Выясняется -
ночью как обычно заморозок, довольно неслабый, и река у берега метров
на 10 покрылась коркой льда. Теперь же он оттаивает, взламывается.
К слову, река здесь шириной более ста метров, течения практически
не ощущается - длинное озеро.
Выход в 10:30. Перед выходом прорубаем во льду дорогу для судов
- жалко все-таки оболочку.
Вспоминаем Айнозеро - здесь сейчас такая же гребля. Хотя, местами
река сужается, и до озера Речного встречается несколько небольших
шивер.
Через полтора часа после стоянки Илья с Витей и Алёна с Игорем решают
совершить прогулку к Маткозеру, которое судя по карте в километре
от реки.
Сплав до озера Речного занимает почти три часа - остановки, заброска
спиннинга, петляние реки с почти отсутствующим течением… Но в итоге
входим в озеро, примерно в половину второго. Впадая в Речное, Андома
почти сразу же вытекает из него - около двухсот метров по правому
берегу - и река продолжает путь дальше. Само озеро в длину около
километра, вытянуто на юго-запад, где образует небольшой разлив,
уходящий в болото. Катамаран прошел озеро по периметру, и на этом
болоте мы наблюдали медведя, лакомящегося прошлогодней клюквой.
Ветер был с его стороны, и он нас не сразу заметил, мы смогли довольно
близко подойти к нему. Жаль, пасмурно и никакой экспозиции - не
удалось сделать снимков..
После озера обеденный перерыв, в 15:35 продолжаем путь дальше. Река
после Речного слабо течет в низких, часто заболоченных берегах.
Однако вскоре они начинают постепенно повышаться, местами появляются
перекаты, шиверы. Встречаем остатки разрушенного моста. Ближе к
устью Юги берега повышаются, местами обрывисты; по берегам - сплошной
еловый лес, с примесью березы и осины. За два километра до устья
Юги на двухкилометровке обозначен порог. В реальности это - шивера
протяженностью около трехсот метров, примерно с метровым перепадом,
небольшими поворотами. После Речного и до впадения Юги встречаем
несколько таких шивер, которые особой сложности не представляют
- быстрина, небольшие валы до полуметра, камни в русле также небольшие.
На ночевку становимся в 19:10, на правом берегу у впадения Юги в
Андому. Место живописное, Андома здесь шириной 30-40 м. Игорь с
Витей вечером, пока готовили ужин, поднялись немного вверх по Юге.
Река эта небольшая, шириной 12-15 метров, попадаются завалы, один
из которых - в устье реки. Как вариант можно предложить маршрут
по Юге и Андоме от дороги Андомский Погост - Янишево. Естественно,
проходим он только по высокой воде, и надо быть готовым к наличию
на Юге большого числа завалов.
3 мая
Подъем 8:30, завтрак, сборы. Выходим в 11:10.
Решаем сегодня пройти немного - до впадения Южной Тухты, по реке
это час сплава, шесть километров. На карте там обозначены остатки
избы. Думаем устроить дневку, возможно баню (при наличии камней).
Возможно, будет и неплохая рыбалка в районе впадения двух рек -
Северной и Южной Тухты.
Интересно, что уже пройдена большая часть маршрута, а урез в месте
впадения Южной Тухты - 156 метров, тогда как на Айнозере - 190 м,
а у первых деревень - 42 метра. Хотя по реке до деревень примерно
в два раза меньше, чем до Айнозера, а падение реки на участке, который
предстоит пройти - более чем в три раза больше! Видимо, будет интересный
участокJ) Показаны также обрывы, наверное река пропилила довольно
глубокую долину, местами каньонообразную. Так и решили - дневка
у впадения Южной Тухты.
Первыми вышли Витя и Илья, как наиболее быстроходное судно. Вскоре
после Юги начинается шивера, длиной порядка двух километров, с разбоем.
Берега повышаются, река постепенно начинает изменять свой типично
равнинный характер.
Северная Тухта в районе устья имеет ширину около 15 метров, как
и на Юге там завал. Менее чем через километр быстрым потоком впадает
Южная Тухта. Андома, приняв на небольшом участке три крупных притока,
значительно пополнила запасы воды. У устья Южной Тухты она уже имеет
ширину сорок метров, река спокойная, но течение заметное. Осматриваем
остатки хутора на небольшом открытом берегу, но Виктора и Ильи здесь
нет. Где они? Почему ушли вперед?
Примерно час впятером обсуждаем, но холодный ветер и небольшой снег
заставляют нас дальше идти. Плюс надо догонять своих товарищей.
После Южной Тухты идет километровый плес, затем река убыстряется,
появляются шиверы. Теперь перекаты и быстрины идут непрерывной чередой
на протяжении нескольких километров, лишь изредка прерываясь плесами.
Берега становятся обрывистыми, больше обнажается камней, река порой
разбивается на рукава. Дно почти всегда каменистое, вода шумит идя
через камни. По пути попадаются две охотничьи избы, на левом и на
правом берегах.
Идем час, два, три - Ильи и Виктора нет. Где же их "Свирь"?
Не случилось ли чего?
В 16:20 становимся на короткий обед, попутно совещаясь о дальнейшем
плане действий. Странно, почему ребята ушли вперед? Не слышно и
выстрелов, которые обычно Виктор подавал как знак остановки. Возможно,
делаем вывод глядя на карту, они перепутали Южную Тухту с Саменжой,
впадающую в Андому ниже по течению. Впрочем, до нее по двухкилометровке
больше десяти километров от Тухты, и это еще без учета всех петляний,
которые делает река. Но скорее всего они перепутали, тем более что
река теперь несет хорошо, теперь это уже не простая "единичка".
Правда уклон еще небольшой, основная часть падения реки еще впереди.
Карта говорит, что на участке примерно десять километров река падает
на 58 метров - вот здесь будет весело! Условно этот участок (на
карте он показан как зажатый между обрывистыми берегами) мы назвали
"Андомский каньон".
19:30, останавливаемся на каменистой отмели. Ребят пока не видим,
впрочем как и впадения Саменжи. Радует то, что не нашли ни одной
их вещи - значит оверкиля не было)). Или он обошелся без потерь.
Отчаливаем, преодолеваем разбой, слева впадает река шириной около
10 метров. Это Саменжа. Андома поворачивает на 90 градусов, и на
правом берегу в полукилометре видим дымок костра и оранжевую фигуру.
Илья!
Так и вышло, они решили что нужно идти до впадения Саменжи. До Тухты
- очень мало им показалось. Что ж, впредь будет урок - надо четче
формулировать поставленную задачу. Хорошо, что Илья и Виктор имеют
большой опыт жизни в диких условиях.
Становимся на ночевку, кушаем рыбу которую наловил наш авангард.
Бани видимо не предвидится - нет здесь больших камней. Правда место
довольно живописное, река после впадения Саменжи спокойная, да и
на нашем берегу есть протока, идущая к пойменному озеру. Решили
завтра устроить дневку, порыбачить.
4 мая. Дневка
Просыпаемся все по разному, никого не будим - отдых
ведьJ) После завтрака - рыбалка, кто у реки, кто на озерце.
Замечаем, что уровень воды упал по сравнению со вчерашним. Протока,
по которой прошли Илья с Витей, значительно обмелела, теперь уже
несудоходна. Уровень воды падал весь день. Да, весна ранняя, и половодье
тоже сходит рано.
После обеда разделяемся - одни идут на прогулку выше по течению,
другие ниже.
В полутора километрах ниже нашей стоянки - остатки разрушенного
моста лесовозной дороги. И выше, и ниже по течению - свежие следы
жизнедеятельности медведя. Вечером у костра разговор идет о хозяине
леса - а Оля, отойдя недалеко от лагеря, слышит что в лесу присутствует
кто-то большой да на четырех лапах. Да, мы стоим на территории медведя,
его это напрягает. Как дань относим пару рыбешек ему на корм.
5 мая
7:30 - подъем, сборы лагеря, завтрак. Приводим в
порядок суда, впереди - интересный участок реки. Решаем сегодня
дойти до первых деревень.
10:35 - выход. Погода солнечная, немного теплее. А уровень воды
еще упал. Протока почти пересохла. Впрочем, нам воды хватит.
Игорь идет один на байдарке, Алена пересаживается на катамаран,
который теперь идет в авангарде. Впереди шиверы, возможно - пороги,
поэтому страховка с воды не будет лишней. Километровый плес, поворот,
шивера. Шиверы чередуются с плесами. Река похожа на ту, которая
была позавчера, пока сложность препятствий не возрастает. Обозначенные
на карте "пороги" - это череда шивер, и данный участок
не более сложен чем остальные. Берега становятся еще выше, больше
камней, попадаются большие валуны. То тут, то там слышим шум ручья,
впадающего в реку веселым потоком.
12:50 - небольшой отдых, перед обрывистым правым берегом высотой
не менее 50 м. По навигатору мы на высоте 100 м, значит предстоит
пройти самый интересный, в спортивном плане, участок реки. Поворот,
прямо по курсу - обрывистый берег, и за ним начинается мощная шивера.
На участке в полкилометра падение реки около трех метров, в русле
попадаются обливные камни, валы 0,5 - 1 м. Останавливаемся за шиверой.
Вот оно, началось! Легкий перекус, идем дальше. Река на протяжении
нескольких километров имеет характер горной реки - быстрое течение,
шиверы следуют одна за другой, плесов нет, улова не часты. Валы
захлестывают деки байдарок, так что юбки обязательны, так же как
и каски, спасжилеты, гидрокостюмы.. Впрочем, шиверы нельзя назвать
сложными, при наличии опыта прохождения подобных препятствий - все
они просматриваются с воды, и линию движения удержать довольно легко.
Прижимы если и есть, то не сильные. Попадаются разбои, но мы всегда
шли той протокой, которая лучше всего просматривается. Она, как
правило, и самая полноводная. Глухих завалов на этом участке тоже
не встретили.
Поворот, шивера, поворот, обрывистый берег. Сегодня уже по настоящему
тепло, мы чувствуем уже дыхание лета, а не зимы. Хотя на перекусе
минут 15 нас посыпало снежной крупой.
Каньона, обрывистых берегов с обеих сторон реки мы правда не встретили
- везде были отмели, на которых можно зачалиться в случае необходимости.
На одной из них мы решили пообедать, в 15:30. Напротив нас - высокий
берег с уступом, на котором издалека с реки видно памятник погибшим
в 1988 году двум водникам из Вологды. Сегодня как раз годовщина
их гибели.
Тут же увидели и первого постороннего человека за 4 дня - рыбака.
Перечалившись на левый берег, поднялись к памятнику. Игорь, Алена,
Витя и Илья поднялись дальше, на вершину стены (высота над рекой
ее около 100 метров). Здесь они встретили отдыхающих на джипе -
дорога есть! Как есть и мобильная связь, мегафон берет.
В 17:05 начинаем сплав дальше, сегодня планируем уже прийти в обитаемые
места.
После памятника еще на протяжении нескольких километров попадаются
шиверы, но они все слабее и слабее. Берега становятся открытыми.
Река же теряет свою живописность - она течет в невысоких, но часто
обрывистых глинистых берегах, иногда обрамленная ивняком.
Обозначенные на карте пороги - это просто перекаты, быстрины, никакой
сложности, кроме посадки судов на мель, они не представляют. Проходим
нежилую деревню Либово на правом берегу, потом Шлобино (Л) - там
еще люди живут, но видимо только летом. Однако с местом для хорошего
бивака становится все труднее и труднее. В 19:25 проходим под мостом
трассы Андомский Погост - Янишево. Места населенные, берега открытые,
и мобильной связи нет - а ведь нужно еще созвониться с такси на
завтра.
В итоге, разбиваем бивак на правом берегу в километре ниже моста
дороги Андомский Погост - Янишево, напротив деревни Сидорово, что
в 5 километрах от Андомского Погоста. Здесь ходят местные, рыбаки,
поэтому все вещи к лагерю. Оставляем катамаран - завтра на нем перечалимся
на другой берег.
20:35 - становимся на ночевку. Костер, устанавливаем палатки, ужинаем
уже в темноте. Конец водной части! Обсуждаем как сегодняшний насыщенный
день, так и весь поход. Все сходимся в одном - река очень интересная,
разнообразная, и главное совершенно не "обласканная" цивилизацией.
За этим мы и шли сюда.
6 мая
7:30 - подъем, сборы лагеря и вещей. Илья и Виктор,
переправившись на другой берег после завтрака, пошли встречать газель
из Вытегры. Созваниваемся с фирмой-перевозчиком, машину должны подать
к 12 часам к мосту через Андому трассы Вытегра - Пудож. Андомский
Погост - село, вытянутое вдоль левого берега реки. Здесь есть магазины,
отреставрированная деревянная церковь. Помимо моста шоссе и старой
узкоколейки есть еще один, проходимый даже для грузовиков, выше
впадения Ноздручья.
Такси приехало ровно в 12. Виктор пошел забирать УАЗ, Илья пока
приехал на газели к месту переправы. Вскоре приехал и Виктор. Грузим
вещи, собираемся, прощаемся с Виктором - с хорошим человеком свела
нас судьба! Обмениваемся контактами, будем держать связь и, кто
знает, может вернемся в эти края. Рек здесь много, а места интересные.
А напоследок еще один признак теплого времени года - небольшой дождик.
Вода с неба в жидком виде - впервые за весь поход.
Поезд у нас 21:24, поэтому решаем сделать крюк в 40 км и заехать
на Андомский мыс - живописное место на Онежском озере недалеко от
впадения в него Андомы. Здесь высокие, 70-80 м, обрывистые берега
опускаются ко второму по величине озеру Европы. Онежское озеро встретило
нас тучами, сильным ветром и большими волнами. Сосны, песок, прибой..
Дорога на мыс идет от трассы Пудож-Вытегра, поворот направо на Ольково.
20 километров грунтовой, но относительно неплохой дороги.
После экскурсии на мыс - путь в Подпорожье. Проезжаем Вытегру, до
которой идет асфальтированная дорога. После же Вытегры на Подпорожье
70 км грунтовки, здесь дорога еще строится. Деревень по дороге немного,
почти везде лес. В селах видны старые деревянные церкви. Хорошая
асфальтированная дорога начинается только после Ошты, где уже Ленинградская
область.
В шесть вечера мы в Подпорожье. Станция находится в стороне от поселка,
поэтому если нужен магазин - то лучше сразу туда заехать, чтобы
не ждать потом автобуса или попутку.
21:24 - садимся в поезд № 17 Петрозаводск-Москва и
7 мая
В 8:57 мы на Ленинградском вокзале. Кто домой, кто
на работу!
|